Круглый стол «Гуманитарий сегодня и завтра»
21.04.2017

Круглый стол «Гуманитарий сегодня и завтра»


11 апреля 2017 года в школе № 2095 «Покровский квартал» состоялся круглый стол «Гуманитарий сегодня и завтра», организованный при поддержке Института дополнительного образования РГГУ. В круглом столе приняли участие профессора и преподаватели нашего университета, школьники 8-11 классов и их родители. 

DSC_0018.JPG

Старшеклассники получили возможность пообщаться с выдающимися учеными с мировым именем, а также со специалистами, успешно реализовавшими себя в гуманитарной сфере: политологами, историками, журналистами, юристами, психологами, социологами, искусствоведами. Они рассказали, какие перспективы открывает гуманитарное образование, какие гуманитарные специальности нужны сегодня России и какие из них пользуются популярностью среди молодежи.

Модератором круглого стола стала заслуженный профессор РГГУ, специалист по вопросам международных отношений в Западной Европе XII – XV вв., политической истории Англии и Франции, автор книг, ведущий и участник теле- и радиопередач по истории Н.И. Басовская. Обращаясь к школьникам с приветственным словом, Наталия Ивановна провела краткий экскурс в историю РГГУ.

DSC_1101.JPG

«Российский государственный гуманитарный университет – первый специальный гуманитарный университет в постсоветской России. До того гуманитарные факультеты бывали только в недрах университетов, называвшихся классическими. Многие подражали и подражают нашему начинанию. Но мы первые. РГГУ расположен на Миусской площади и  на улице Чаянова, это городок, кампус. Мы находимся в помещении заведения, столь же уникального, как ваша школа. Это здание университета, созданного удивительными людьми, прежде всего, Альфонсом Леоновичем Шанявским, и названного его именем еще до Революции. Шанявский и его жена имели дело с золотопромышленностью, и они отдали огромный капитал на развитие образования в России. Мы считаем себя приемниками и продолжателями их дела и с почтением и восхищением относимся к таким людям.

В наше отнюдь не простое время научно-техническая революция вытесняет все гуманитарное. Она такая броская, она такая яркая, нажал кнопку – и весь мир, мир интернета, к твоим услугам. А мы все еще говорим: "Познай самого себя". История, филология, лингвистика, психология и целый комплекс, гуманитарных наук – это самопознание человечества. Это труднее, чем познать Арктику, даже труднее, чем понять смысл шутки о космических кораблях, которые "бороздят просторы Большого театра". Сегодня мы хотим передать вам свое ощущение места вот этого гуманитарного, хрупкого знания в современном мире.

Гуманитарное знание кажется легким. Там нет математики, нет сопромата, не надо решать сложнейшие уравнения, а значит, все просто. Но возьмите и измените интонацию. В гуманитарных науках нет и не может быть специального эксперимента, он бывает только стихийный и часто трагический. Например, построить социализм в отдельно взятой стране – это опыт на себе. А вот провести эксперимент на мышках? Не соображают гуманитарии в этом. Собачек жалко. Нет формул строгих, таких, как математика. Возьмем какое-то явление жизни, допустим, растущую сложность взаимоотношений исламского мира и мира европейской цивилизации. Излагаем в виде формулы "А" плюс "Б", скобка – фигурная, квадратная, круглая – равняется. Ответ – невозможно. Надо искать другие ответы.

Гуманитаристика сложнее многих других видов знаний. Но и ответственность ее перед человечеством тоже огромная. В эпоху Средневековья, исследованию которой я отдала много лет жизни, люди жили в ощущении возможности близкого конца света, даже сроки назначались. А мы? Он у нас еще ближе. Кто-то нажмет кнопку – конец света пришел. И для того, чтобы это предотвратить, не помогут технические средства, люди должны меняться. А комплекс наших наук занят изменением человечества. Итак, это первый тезис.

Второй тезис – "А для чего вы, гуманитарии, нужны"? Вы не даете стране угля, как говорили в советское время, для строительства коммунизма вы бесполезны. Насколько сложно гуманитарное знание и для чего оно необходимо современному миру? Часто включается прагматизм, молодежь уверяют, что гуманитарии мало зарабатывают. Но я знаю гуманитариев, выпускников РГГУ, которые в самых строгих современных фирмах становились ведущими аналитиками, и с ними считались. Потому что гуманитарное образование приспосабливает мозг к готовности перестроиться, воспринять новое знание, делает его гибким и восприимчивым. Имея фундаментальную гуманитарную основу, к ней можно пристроить, добавить профессиональные знания из самых разных областей, в том числе и приносящих очень хороший заработок».

DSC_1146.JPG

В рамках круглого стола перед школьниками выступили доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ А.Л. Абаев, профессор, директор Института массмедиа РГГУ, заведующий кафедрой журналистики Н.К. Сванидзе, доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ, декан факультета истории, политологии и права, заведующий кафедрой культуры, мира и демократии, заведующий кафедрой истории России Нового времени РГГУ А.П. Логунов, доктор филологических наук,  заслуженный профессор РГГУ, главный редактор журнала «Новый филологический вестник» В.И. Тюпа, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государственных учреждений и общественных факультета документоведения и технотронных архивов М.А. Андреев, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и юридической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского М.О. Соболева, доктор экономических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию РГГУ Н.И. Архипова.

А.Л. Абаев в своем выступлении развил тему перспектив гуманитарного знания в современном мире. «Я – заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, и рассматриваю гуманитарное знание в некотором прикладном, практическом смысле,  - отметил Алан Лазаревич. – Мне кажется, что перспектива развития человечества – это экономика знаний, в центре которой стоит человек, продуцирующий это знание. И вся история цивилизации идет к тому, что с каждым шагом человечество преодолевает очередной барьер к тому, чтобы стать максимально гуманным, к тому, чтобы в центре развития общества стал человек как самая главная ценность. Гуманитарное знание движется к тому, что человек постепенно становится центром как экономики, так и общества. Люди, которые говорят, что гуманитарные знания сегодня менее важны, чем некие точные науки,  не правы. Гуманитарные знания крайне важны для понимания того, что происходит сегодня в обществе.

DSC_1113.JPG

Мы живем в очень интересную эпоху, эпоху не то чтобы революционных изменений, но очень серьезных перемен, которые затрагивают все человечество. А глобализация привела к тому, что затронутое в одной стране мгновенно отражается во всех странах мира. Так вот, гуманитарный подход позволяет объединять народы с точки зрения движения к единому знаменателю, а именно к тому, что человек становится главной единицей развития общества и экономики. Поэтому очень важно понимать, что из себя представляет гуманитарное знание, как в этом знании быть профессионалом и что можно сделать для того, чтобы человечество стало хотя бы на один грамм или один сантиметр лучше. Мне кажется, что это сегодня не только важно, но чрезвычайно актуально и перспективно, тем более, для молодого поколения. Умение быть специалистом гуманитарного знания позволяет быть интегрированным в общечеловеческое гуманитарное развитие, потому что, еще раз повторяюсь, большинство стран движется именно в сторону гуманизации и постановки человека в центр развития любого общества».

В свою очередь, Н.К. Сванидзе привел исторические параллели с Древним миром. «Со времен Шумера и Аккада, не говоря уже о герцогине Алиеноре Аквитанской, мало что изменилось. То есть, можно проследить чисто внешние различия – что люди надевали, как себя вели, - а принципиально не изменилось ничего. Отношения между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми не изменились, чувство юмора не изменилось, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, базово не изменилось за всю историю человечества. Почитайте библию, очень рекомендую. Причем, если Евангелие – это история Христа, то Ветхий Завет – это история еврейского народа, история, я бы сказал, Древного мира. Человек такой же, как был, мозг не стал больше. Знаете, это удивительно.

DSC_1114.JPG

Слово "гуманитарий" происходит от слова "хомо", а "хомо" по латыни – человек. Это знание о человеке, и надо сказать, что мы в этом смысле в привилегированном положении. Технические науки все больше специализируются на точном знании, потому что объем открытий там колоссален и даже теоретический физик не может знать всю теоретическую физику, математик не может знать всю математику. Но крупные гуманитарные ученые представляют себе историю в общем, в значительном объеме. Гуманитарные науки развивают логическое мышление не менее сильно, чем та же теоретическая физика или математика. Гуманитарий может забыть, что Куликовская битва была в 1380-ом году, но он должен представлять себе, что этому предшествовало и что за этим последовало, должен отслеживать причинно-следственную связь. Вот это называют мышлением. На мой взгляд, это наш плюс.

Есть и минусы. В советское время представители точных наук были нужны, потому что они укрепляли обороноспособность страны, а представители гуманитарных наук были нужны, потому что они работали над идеологией. Это был передовой идеологический фронт, поскольку война, в частности, холодная война, шла по двум уровням. Один уровень – чисто материальный, страны мерились боеголовками. Второй уровень – идеологический. И для того, чтобы этим самым меряться, нужны были гуманитарии. Сейчас вроде бы нет двух лагерей, лагеря социализма и лагеря капитализма. Да, национальные интересы различны у разных стран, но это не идеологическое противостояние. Встает вопрос: "Зачем вы тогда, ребята, нужны? И за что вам деньги платят?". Это проблема.

Мы вас здесь уговариваем и убеждаем, насколько интересна гуманитарная профессия. Я не уверен, что это следует делать. Но, тем не менее, я хочу, чтобы вы знали, что гуманитарии – это не пустые люди, которые говорят общие слова и ничего толком конкретно не знают. Большую часть в высшем эшелоне российской власти составляют люди с гуманитарным образованием, начиная с нашего президента Владимира Владимировича Путина, - он, как известно, юрист, закончил юрфак Ленинградского тогда еще университета.

Гуманитарная область обогащает мозги, она прививает культуру мысли, она помогает лучше оценивать других людей, их поступки, помогает осознать, что человечество родилось не сегодня утром, что до нас были другие поколения и мы можем сравнивать то, что происходит сейчас, с тем, что происходило столетия назад. И таким образом иногда можем дать прогноз. Это дает филология, это дает философия. В книжках все сказано про дружбу, про честь, про патриотизм, про отношение к женщине, про отношение к воинскому долгу. Тебе 17 лет, а ты уже понимаешь человека, как взрослый. На мой взгляд, это очень красиво, это очень ценно, это очень важно. И это, в конечном счете, конвертируется в деньги, если такая цель будет стоять».

А.П. Логунов поделился собственным видением перспектив гуманитарного знания. «Интересно прежде всего тем, что это самое динамичное, самое быстро обновляемое, самое эффективное  знание, - отметил Александр Петрович. – Для меня отношения мужчин и женщин в начале 21 века – это совсем не отношения мужчин и женщин в середине 20 века и уж тем более в 19 веке. Каждое поколение приносит свои вызовы. Элементарный пример: в середине 20 века средний возраст брака в Европе составлял 23-25 лет, сейчас - 29 и 31. И что такое сегодняшняя семья? Отношения между людьми не изменилась, но наше отношение меняется ко всему. И изучением этого занимается гуманитарная наука.

DSC_1122.JPG

Если говорить про востребованность или невостребованность гуманитарного знания в современных условиях, следует учитывать разные группы востребованности. В последнее время исследователи много пишут о феномене исторической памяти, от Нагорного Карабаха до сирийского конфликта. Первыми в бой вступает не армия, первыми в бой вступают историки, доказывая, показывая, убеждая, в правах, преимуществах той или иной стороны. Иногда это конъюнктура, иногда конъюнктура чистейшей воды. Но это не просто конъюнктура.

Сегодня востребован исторический анализ, причем анализ вполне прикладных вещей, сегодня требуются исторические экспертизы, как и гуманитарная экспертиза в целом. Слава богу, пережив  сильные  катастрофы, мы научились при строительстве зданий проводить экологическую экспертизу, но мы еще не умеем проводить гуманитарную экспертизу. В Липецке строится механический завод, туда приедет дополнительно почти 15 000 человек, с семьями, с детьми, со своими обычаями, со своими традициями, со своим умением жить. А к этому готово местное население? Как они будут адаптироваться? И кто проведет эту экспертизу? Гуманитарии. Вот вам востребованность гуманитарной экспертизы, вот вам востребованность исторической экспертизы.

Важную роль играет интернет. Исторический интернет - это уже особая империя. Как работать? Как готовить тексты? А историческая журналистика, историческая публицистика, очень хорошо продаваемая в России, - как к этому готовить? Я очень горжусь, что в нашем университете, на нашем факультете первая в Европе диссертация по историческим компьютерным играм была защищена историком. Он теперь очень успешен в сфере компьютерных игр, неплохо зарабатывает и все прочее, но это новый тип знаний.

В этом смысле наш университет прекрасен, я в нем работаю, в нем живу, это очень важная часть моей жизни. В РГГУ создана уникальная среда, сама культура общения и взаимодействия очень гуманистическая. Прошло время моно факультетов, моно специальностей. Моно уже ушло, уже даже стерео ушло, как вы знаете. В университете звучит многоголосие, не какафония, а полифония, привычка  прислушиваться к мнению коллег, вместе изобретать новые направления междисциплинарности. Это позволяет взаимодействовать, в хорошем смысле конкурировать и постоянно развиваться».

В.И. Тюпа обратил внимание аудитории на то, что современный гуманитарий – хранитель культуры. «Это жутко ответственное дело. Мы существуем в парадоксальный период истории. С одной стороны, идет мощный процесс глобализации, и интернет – это один из главных инструментов. А с другой стороны, идет не менее мощный процесс геополитических междоусобиц. В средние века подобные междоусобицы происходили в пределах одного народа, а сейчас – всего человечества. И в этой ситуации каждая культура оказывается между двух огней: в попытке сохранить свою социокультурную идентичность, не потерять, не растратить, не раствориться, как кусок сахара в чае, иногда наступает социокультурная самоизоляция. Все процессы угасают и культура умирает. Проложить дорожку между тем и другим – одна из главных задач гуманитаристики. 

DSC_1200.JPG

Я представляю филологов. Кто такой филолог?  Филолог – это профессиональный читатель, тот, кто должен сохранять культуру художественного восприятия и делиться ей с другими. Не все знают, не все задумываются о том, что художественный текст – это очень сложное, многослойное явление. Узнал, кто кого убил или кто за кого замуж вышел, и думаешь, что прочитал роман. На самом деле, это очень поверхностный слой. Этих слоев много-много. Профессиональный читатель умеет ощущать вкус каждой фразы, скажем так, каждой детали, которая перекликается с другой деталью и создает вот единое целое. Вспомним "Анну Каренину", о которой Толстой говорил: "Мной руководила потребность в сцеплениях". Вот возвращается Анна Каренина из Москвы в Петербург, у нее красная сумочка, из которой она роман достает, а когда она бросается под поезд, она пытается освободиться от этой самой красной сумочки, - и вот сцепление, которое связало эти две сцены. И их нужно читателю осмыслить.

Кто-нибудь спросит, а в общем-то зачем это надо? Ну, получаешь ты удовольствие от очень сложно устроенных текстов, какой это может иметь смысл для других? Во-первых, я очень люблю вспоминать мысль отца синергетики Ильи Пригожина. Он уважал филологов и рассуждал о том, что произведение искусства, особенно литературы, несет в себе целый  мир. Физики изучают такие объекты, химики, биологи. А произведение искусства – это целый мир, значит, предмет литературоведческого, филологического изучения – это сверхсложный объект. Нам нужно учиться у филологов-аналитиков тому, как изучать сверхсложные объекты.

С другой стороны, художественная литература по тонкости, по многозначности – это высшая форма речевой культуры, речевой деятельности народа. И то, что извлекается при анализе художественных произведений, чрезвычайно важно для коммуникативистики. Это кровеносная система гуманитаристики. Цитируя Бахтина, "вся жизнь человеческая, внешняя и внутренняя, есть общение". Сейчас это действительно открылось, осозналось. И общение посредством искусства – это самый тонкий, сложный способ общения, очень помогающий при изучении самых разных коммуникативных ситуаций».

М.А. Андреев начал свою речь с проблем, стоящих перед гуманитарным знанием. «Одна из ключевых проблем заключается в том, что гуманитарий чистой воды – это, наверное, утопия, миф. Гуманитарная стезя дает нам богатый широкий фундамент, основу для того, чтобы мы выкладывали сами, ввиду своих интересов, амбиций, карьерных возможностей, ту надстройку, которую пожелаем, которая нам иногда попадется, подвернется, которую иногда посоветуют. В общем-то за счет этого фундамента  мы и будем зарабатывать , потому что основная работа – работа интеллектуальная, работа головой, нашими серыми клеточками мозга. Более того, гуманитарная стезя изменяется, она синтезирует многие науки, многие профессиональные качества.

DSC_1129.JPG

Я хотел бы ответить на вопрос, за что платить гуманитарию. За профессиональную работу. И я хотел бы дополнить этот тезис на примере тех интересных, но не столь разрекламированных программ, которые преподаются на моем факультете, факультете документоведения и технотронных архивов РГГУ. У нас есть интересное направление подготовки - архивоведение и документоведение. По поводу него существует много мифов. Например, архивоведение считается уделом серых крысок, которые копаются в подвалах, раскапывают что-то и хранят. А в действительности это отнюдь не серые крысы, это профессионалы, которые есть во всех крупных корпорациях, холдингах, коммерческих структурах. Это начальники архивных отделов, начальники государственных ведомственных учреждений. И в их профессиональных качествах вплетено не только гуманитарное знание, не только любовь к истории, не только исследования, но и огромное количество других наук. 

Это изучение электронных технологий в области архивного дела, это изучение технологий архитектуры зданий, потому что нужно знать, как строить, как формировать архивы и как их правильно хранить. Это и знания биологии, потому что нужно знать, как хранить те или иные материалы  отделов, как и из-за чего они портятся и как это предотвратить. Ну и высокий уровень публичности, потому что, несмотря на наше угрюмое, хранящее все и не впускающее никого прошлое, несмотря на то, что архивы у нас до сих пор считаются подведомственными скорее МВД,  чем каким-то другим структурам, архивист – это публичная должность. Архивист должен не просто хранить и закрывать все на замок, но и уметь презентовать материал. Он должен уметь организовать экскурсии, выставки, публикации, выступать, и все это сочетается в одной сфере, в сфере архивного дела.

А если взять не вполне узнаваемую и совершенно непонятную сферу документоведения? Ужас, мы представляем документоведа как некую секретаршу, которая перекладывает бумажки и носит кофе, и этим ее функции завершаются. Между тем, современный документовед – это третий кит. Почему? Есть три кита, которые держат мир, а под ними черепаха. В любой организации есть три кита: бухгалтер, кадровик и документовед, потому что любая организация работает не только с письмами, но и с электронными документами. Сейчас огромный электронный документопоток, огромные обязательства перед органами власти, органами местного самоуправления, другими организациями, в плане передачи скорости, в плане исполнения входящих документов. Огромные деньги, ресурсы, технологии, кадры вкладываются в эти электронные потоки документов. Это сложнейший бизнес и, безусловно, человек, который призван приходить в организацию и оптимизировать этот документопоток, прежде всего, нужен руководителю  этой организации. Когда он приходит, он прежде сокращает документопоток и сокращает время исполнения решений, то есть, он экономит миллионы денег той же организации. Он позволит руководителю быстрее и проще довести до своих подчиненных тот или иной приказ, проконтролировать его исполнение и сократить расходный материал, бумагу, картриджи.

И мы в РГГУ даем этот вот фундамент, мы закладываем основу, поэтому наши студенты и выпускники имеют широкую возможность выбора мест последующего трудоустройства».

М.О. Соболева подошла к гуманитарному знанию с точки зрения психологии. «Когда студент поступают на психологию, им кажется, что главная их задача – просто разговаривать с людьми, и все будет хорошо. Но в их подготовку включен большой блок, связанный с анатомией, физиологией, психофизиологией, нейропсихологией, работа с полиграфом. Место психологии в современном мире очень значимое, во многих организациях, если не сказать во всех, есть свой психолог, который называется по-разному. Иногда это специалист по кадрам, иногда – "тренер". У меня есть глубокая убежденность, что если у вас есть ясно поставленная цель и вы являетесь профессионалом в своей области, то вы будете востребованы и не важно, гуманитарное это направление или умение решать задачки. Если вы профессионал, то вы будете востребованы, и не важно, кто вы: историк, психолог, лингвист, философ или филолог. Вы найдете себе применение. Мне кажется, что очень важно понимать и стремиться овладеть всеми тонкостями того направления, которое вы для себя выберете.

DSC_1238.JPG

Опять же, что делают психологи-практики? Они, действительно, занимаются общением с людьми. Но это сильно отличается от милых разговоров за чаем. Психологи – люди, которые умеют общаться профессионально. Мы осваиваем специальные методы бесед, методы постановки вопросов, методы обратной связи, думаем, что и как можно говорить людям. Психолог без профессиональной этики – не профессионал. Мы учим своих студентов тому, как нужно подходить к людям, в какой форме можно произносить те или иные вещи. И это очень важная задача. Невозможно научиться психологии, если вы не умеете контактировать с людьми. Поэтому у нас предусмотрено большое количество практики, когда мы возим своих студентов, показываем реальных людей, потенциальных клиентов, к которым надо уметь найти подход.

Кроме того, есть такая важная и очень сложная область – научная психология. Здесь есть эксперимент, и он часто похож на естественнонаучный. Это и методы, связанные с опросом, с тестированием людей. Зачастую руководители компаний обращаются к психологам, когда хотят выполнить какой-нибудь заказ, оценить мотивацию персонала, определить пути  дальнейшего развития. Здесь у нас уже есть специальная методика психодиагностики, которую мы должны уметь не только провести, но что важнее всего, обработать и интерпретировать таким образом, который понятен нашему заказчику. Поэтому к каждому человеку применяется индивидуальный подход. Профессия психолога очень востребованная, мы должны уметь наладить контакт с человеком и оказать ему помощь в непростой, кризисной ситуации».

Н.И. Архипова сделала несколько обобщений из предыдущих выступлений коллег. «Столь серьезная классификация и деление наук на естественнонаучные, социально-экономические и гуманитарные имеет место быть, но у этого деления есть некая особенность, - отметила Надежда Ивановна. - Все это – науки о человеке. Когда мы говорим об истории, мы учимся понимать, почему происходят   те или иные события, почему возникают войны, почему один общественный строй сменяется другим, какую роль сыграли Нерон, Александр Македонский или Екатерина II. Гуманитаристика позволяет нам учиться понимать жизнь, учиться давать оценку явлениям окружающего мира. Наверное, гуманитарные науки дают человеку возможность делать это как нельзя лучше.

DSC_1247.JPG

Хочу вам сказать как специалист в области менеджмента, в области управления персоналом, что многие современные ученые определяют управление как коммуникации. Этим коммуникациям учат наши гуманитарные науки, хотя  я, к слову, склоняюсь к тому, что социально-экономические науки, а это и экономика, и менеджемент, и социология гораздо ближе стоят к гуманитаристике, чем к чему-либо другому. Вы понимаете, что такое управление людьми, что это за наука? Она настолько близка к человеку, что другой такой науки просто нет.

Факультет управления был открыт в РГГУ в 1991 году, он появился у нас даже раньше, чем в МГУ. Помню, после стажировки в Мичиганском университете я пришла к ректору, в тот период им был Юрий Николаевич Афанасьев, и сказала, что нам необходимо открыть факультет управления. Юрий Николаевич задумался, а потом говорит: "Я историк, но умею управлять, и знаю, что это сложная вещь". И как человек, смотрящий далеко вперед, он попросил подготовить концепцию нового факультета.

Мы прекрасно знаем, что все великие открытия делаются на стыке наук. Именно поэтому у нас есть такие спецкурсы, как гуманитарная информатика. Сейчас наиболее востребованными специальностями являются, например, нейролингвистика или когнитивная психология. Изучение разных наук дает тот самый синергетический эффект. Именно это позволяет   молодому человеку, который только вступает в жизнь, формировать базовые ценности и позволяет быть человеком по-настоящему образованным, накапливать интеллектуальный капитал. Что означает "образованный"? Что такое "интеллектуальный человек"? Я вижу здесь портреты Петра Ильича Чайковского, Максима Горького, актрисы Веры Марецкой и многих других выдающихся людей. От чего зависит образованность человека? Глядя на какое-то явление или на какой-то портрет, у каждого из нас в соответствии с имеющимся объемом знаний об этом явлении или о человеке формируется определенное суждение, а через это – мировоззрение. Никто не спорит, что математика формирует стройность ума, но, тем не менее, эта стройность ума в гуманитарных науках тоже необходима». 

DSC_0003.JPG

Круглый стол завершился оживленной дискуссией, в которой приняли участие ученики и преподаватели. Старшеклассники активно задавали вопросы, больше всего их интересовало, какими качествами должен обладать человек, желающий стать студентом РГГУ. Ребята получили уверенность в том, что гуманитарное образование сегодня напрямую связано с тем, кто будет представлять нашу страну завтра в самых разных сферах – государственном управлении, бизнесе, искусстве, науке и образовании, на международной арене.

DSC_0007.JPG

DSC_0028.JPG

DSC_0031.JPG

DSC_1106.JPG

DSC_1269.JPG

DSC_1173.JPG

DSC_1186.JPG

DSC_1227.JPG

DSC_1208.JPG

DSC_1231.JPG



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.