РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



06.09.2017

Исполняющий обязанности ректора РГГУ А.Б. Безбородов обозначил актуальные направления развития университета


И.о. ректора РГГУ А.Б. Безбородов обозначил направления, наиболее актуальные для развития университета в ближайшей перспективе, и ответил на связанный с этим ряд вопросов.

- Александр Борисович, каким образом будет осуществляться переход на эффективный контракт?

Ответ: Соответствующий вопрос обсуждался в конце августа в Министерстве образования и науки РФ, в результате чего руководству РГГУ было поручено продолжить работу по подготовке перехода на эффективный контракт научных и педагогических работников университета. Это связано с тем, что ректорат и администрация заинтересованы в плавном переходе сотрудников на новую систему оплаты труда. Переход должен прежде всего стимулировать профессиональную активность и одновременно не приводить к снижению оплаты труда работающих в РГГУ преподавателей и сотрудников. Есть категория преподавателей, а их примерно 140 человек, для которых переход на эффективный контракт мог бы происходить достаточно болезненно. Вузу необходимо еще раз проработать  критерии оценки эффективности труда, с тем, чтобы преподаватели не потеряли в заработной плате. Эффективный контракт призван оказать поддержку тем преподавателям, которые проявляют наибольшую активность в своей работе, поскольку такая работа способствует благополучию университета в целом.

- Один из показателей развития университета – количество грантов. Какие гранты в настоящее время получает РГГУ?

Ответ: В 2016/17 учебном году в РГГУ проводились научные исследования, в том числе грантовые, по 51 научному направлению. Грантовые исследования были поддержаны фондами РФФИ, РНФ, грантами Президента РФ. Всего был поддержан 51 грант на общую сумму примерно 136 млн рублей. Университет получает гранты по программе Erasmus +. Это значимая цифра, и надеюсь, что она будет и дальше расти. Мы продолжим эту важную работу, и на очередном заседании Ученого совета о новых проектах тоже пойдет речь. Кроме того, университет стал опорным вузом приоритетного проекта «Экспорт российского образования».

- Как часто в РГГУ появляются новые образовательные программы?

Ответ: В РГГУ постоянно открываются новые образовательные программы, а также направленности (профили) уже реализуемых образовательных программ.

Среди открытых образовательных программ магистратуры – «Россия и мир: исторические источники, историография, методы и исследовательские практики», «Древний и средиземноморский Египет в контексте Средиземноморских цивилизаций»  (обе по направлению подготовки «История»), «Гуманитарная миссия России на Ближнем Востоке» (направление подготовки «Зарубежное регионоведение») и другие.

Два года назад в РГГУ открыт прикладной бакалавриат по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» с направленностями – «Экспертная оценка и реставрация архивных и антикварных документов», «Делопроизводство в организациях». В прошедшем учебном году две новых программы были включены в лицензию на право ведения образовательной деятельности в магистратуре - это «Когнитивное и программное обеспечение интеллектуальных роботов» и «Визуальные медийные искусства».

В этом году в рамках реализуемой в РГГУ образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Международные отношения» открыты новые направленности –  «Международные отношения в Евразии: Россия и Турция в современной Евразии: внешняя политика, общество, культура» (специализированная программа Института постсоветских и межрегиональных исследований и Российско-турецкого учебно-научного центра), а также «Гуманитарная миссия России на Ближнем Востоке».

Третий год в университете реализуется направленность «Еврейская теология и культура» (направление подготовки бакалавриата «Искусства и гуманитарные науки»).

- По данным мониторинга Минобрнауки России, в 2016 году РГГУ заметно усилил позиции в области научно-исследовательской деятельности. В чем это выражается?

- Университет принял системную программу поддержки и развития научных кадров. Рассматривается вопрос о ставках научных сотрудников на факультетах и кафедрах для поддержки молодых ученых, которые пишут диссертации или занимаются исследованиями. Основные научные результаты достигнуты в областях истории и архивоведения, русского языка, культурологии, философии, лингвистике, когнитивных науках, истории международных отношений, регионоведения и др. Большие перспективы прослеживаются у проектов в сфере защиты информации, робототехники и искусственного интеллекта. Ожидается открытие научно-образовательной лаборатории в сфере цифрового гуманитарного знания (Digital Humanities).

По поручению Минобрнауки РГГУ разрабатывает научно-методическую концепцию учебных модулей по истории и философии России для обучающихся по гуманитарным направлениям подготовки высшего образования.

Следует отметить, что летом РГГУ стал площадкой для экспертной дискуссии по проблемам обновления аспирантуры как ключевого звена в подготовке научно-педагогических кадров в России. В дискуссии принимали участие представители 56 ведущих вузов страны и вузов-партнеров из Евросоюза. Мы планируем и впредь придерживаться подобного формата встреч.

-  Важный фактор - развитие и укрепление международных связей. Какие подвижки наблюдаются в этом направлении?

- РГГУ участвует в программе студенческого обмена ЕС Эразмус + с 25 университетами Европы, в программах Германской Службы академических обменов (ДААД), Британского Совета, Библиотеки конгресса США, Итальянского института культуры,  Института Сервантеса и  Campus France, программе научных исследований ЕС Горизонт 2020. Мы сотрудничаем более чем со 100 ведущими университетами Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии, активно развиваем магистерские и аспирантские программы двойных дипломов совместно с Сорбонной, Болонским университетом, РГГУ – Университет им. Альберта Людвига (Фрайбург, Германия), Университетом Париж 8 (Франция) и т.д. Доля иностранных студентов в РГГУ составляет 5,5%.

В РГГУ действуют 18 международных учебно-научных центров, в том числе, Российско-китайский учебно-научный центр «Институт Конфуция РГГУ», Высшая школа европейских культур, Российско-турецкий учебно-научный центр, Центр исследований, образования и культуры «Москва-Квебек», Российско-шведский учебно-научный центр и другие центры, где студенты имеют возможность углубленно изучать историю, культуру и языки разных стран. Основные модели мобильности осуществляются в рамках двусторонних договоров и международных проектов, межправительственных соглашений, квот Минобрнауки.

- Есть ли планы по пересмотру статуса имущественного комплекса на Никольской улице?

Ответ: Здесь следует говорить только о ресторане «Годунов».

- Будет ли руководство университета проводить комплексный аудит?

Ответ: Безусловно, поскольку необходимо получить полную и объективную информацию. В ближайшую пятницу намечено совещание по вопросу проведения комплексного аудита, вопросам имущественного комплекса, финансово-хозяйственной деятельности. Эту работу будет проводить независимая аудиторская компания.

- Кадровая политика университета останется прежней или претерпит существенные изменения?

Ответ: Основной кадровый состав будет сохранен и укреплен. По этому поводу не следует волноваться. РГГУ накопил богатые традиции работы с кадрами, это определило его неповторимый облик и задало мне ориентир на лучшее в этой работе – уважение и бережное отношение к кадрам университета.