РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



14.02.2003

в Ногинской гимназии прошел научно-методический семинар Центра довузовской подготовки «

в Ногинской гимназии прошел научно-методический семинар Центра довузовской подготовки «Лицей как образовательное пространство: диалог поколений».


14.02.2003

в Ногинской гимназии прошел научно-методический семинар Центра довузовской подготовки «

Доктор исторических наук профессор Н.И.Басовская прочла для учащихся 10-11 классов Ногинской гимназии лекцию «Цивилизационные истоки исторической роли России в XX веке».

Лекция была построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволило лицеистам увидеть специфику отдельных эпох, их связь и особенности длительных процессов. В ходе лекции Н.И. Басовская отметила, что «пристальное внимание к истории России XX века необходимо, поскольку по насыщенности событиями, она, пожалуй, не имеет аналогов в мировой истории. XX век прошел в мире под знаком России: духовно-интеллектуальный взрыв русского модерна, первая мировая война, русские революции, вторая мировая война и, наконец, распад СССР. Эти события во многом определили лицо современного сообщества».

После лекции слушатели задали Н.И.Басовской множество вопросов. Приведем отзывы об этой встрече лицеистов и преподавателей Ногинской гимназии. «Мы понимали, что лекция будет необычной, были готовы к тому, что это будет не привычный урок. Это была не столько лекция, сколько размышление о судьбе России, о ее истоках и влиянии на мировую историю». «Эмоциональность, яркие, зримые и нестандартные примеры, удивительное умение лектора увлечь аудиторию, погрузить в атмосферу тех исторических эпох, о которых шла речь, заставить задуматься над теми вопросами, ответы на которые доселе казались аксиомой, - все это сделало лекцию поистине творческой мастерской».

В рамках семинара был проведен круглый стол преподавателей РГГУ и Ногинской гимназии «Образовательный процесс в лицее как проекция современной культуры».

С докладами выступили:

Е.Ю. Наумов «Информационный полифонизм современной парадигмы лицейского образования: факторы, динамика, перспективы»

Е.Н. Басовская, Е.И. Куренкова «Ученик и учитель в современном информационном пространстве»

В.И. Тюпа «Основные параметры урока как коммуникативного события»

Д.П. Бак «"Повторение" и "рефлексия" в коммуникативной ситуации урока: этические аспекты современных образовательных технологий»

В.Б. Белозер «Опыт эксцесса как проблема современной молодежи».

В ходе развернувшейся дискуссии особое внимание было уделено таким актуальным вопросам современного лицейского образования, как:

  • профессиональная этика преподавателя и «вызовы сегодняшнего дня»,
  • педагогическая технология как проблема этики,
  • педагогическая тактика и стратегия учебных взаимодействий,
  • новые информационные технологии и старая этика - союзники или противники,
  • гуманитарное образование как коммуникативный проект,
  • культура понимания современной модели лицейского гуманитарного образования,
  • основные направления взаимодействия лицея и семьи.
  • формирование толерантности у современных лицеистов как проблема общества: поиск путей к разрешению,
  • опыт эксцесса как проблема современной молодежи,
  • основные тенденции в обновлении содержания образования,
  • вопросы экспертизы лицейской образовательной среды.
  • обучение одаренных детей как глобальная педагогическая проблема.
  • мотивация достижений как путь к формированию самосовершенствующейся личности.

Семинар завершился пресс-конференцией участников семинара для представителей средств массовой информации г. Ногинска и Ногинского района. Н.И. Басовская рассказала журналистам об университетской лицейской программе. Это интервью транслировалось городским телевидением. Беседе с преподавателями РГГУ - филологами была посвящена одна из передач «Радио Ногинска».