Научный семинар ВШЕК. Выступление Олега Аронсона - РГГУ.РУ
Научный семинар ВШЕК. Выступление Олега Аронсона

В рамках научно-исследовательского семинара "Кино/Идентичность"

Олег Аронсон выступил с лекцией о перспективах феноменологии кино

22 февраля 2013 года состоялось очередное заседание научно-исследовательского семинара «Кино/идентичность», организованного международным учебно-научным центром «Высшая школа европейских культур» при поддержке Программы стратегического развития РГГУ. С лекцией-докладом на тему «Фильм: логика высказывания и этика понимания» выступил известный российский теоретик кино, философ и искусствовед, кандидат философских наук Олег Владимирович Аронсон (Институт философии РАН, Русская антропологическая школа РГГУ).

   

Фото: Евгений Таратухин

Лекция была посвящена перспективам феноменологии кино с точки зрения ее оппозиции культуралистским концепциям. Противопоставив «фильм» как аффективную единицу восприятия кино и «кинотекст» как совокупность культурно опосредованных рецептивных практик и системы высказываний о фильме, О.В. Аронсон попытался показать продуктивность феноменологического подхода для описания тех трансформаций, которые происходят с кинематографом сегодня. По мнению лектора, интеллектуализация, эстетизация и элитаризация кинематографа, породившие в ХХ веке феномен «авторского кино», заставили забыть об аффекте как исходном модусе восприятия фильма. Поэтому современную инфантилизацию массового кинематографа (выраженную, в частности, в популярности анимационных жанров и широком использовании компьютерных технологий) он предлагает рассматривать не в качестве регрессивной тенденции, а как эмансипацию фильма посредством его возвращения к изначальному статусу балаганно-площадного предельно демократичного аттракциона.

В этой ситуации, по мнению О.В. Аронсона, необходима этическая ревизия герменевтической установки, результатом которой должен стать отказ от репрессивного навязывания фильму чуждой ему интеллектуально-культурной системы координат посредством редукции к чистому аффекту, которая призвана освободить восприятие фильма в том числе от культурных эмоций – таких как «ресентимент» или «ироническая дистанция». При этом если и сохраняется возможность (рас)смотрения фильма как «текста», то речь должна идти не о смысловой нагруженности, а о нашей «завороженности текстурами» (в соответствии с пониманием текста как «абсолютно внешнего» в работах Ж. Деррида). Таким образом, с феноменологической точки зрения разница между «массовым зрителем», «поклонником арт-хауса» и «кинокритиком» оказывается несущественной, поскольку онтологический статус фильма как всякий раз Другого (под онтологией в данном случае понимается постструктуралистская онтология различия) отменяет любую культурную иерархию режимов восприятия.

В качестве перспективного направления киноисследований О.В. Аронсон предложил также изучение работы механизма памяти/забвения и его роль в создании индивидуальных образов фильма и коллективных кинотекстов.

После завершения лекции, многочисленные гости семинара, среди которых было немало студентов, аспирантов и преподавателей РГГУ, получили возможность задать вопросы докладчику и принять участие в заключительной дискуссии. Полная аудиозапись семинара доступна по ссылке - http://yadi.sk/d/bC1GOg6i2qAQp


Подписаться на рассылку новостей семинара можно по электронному адресу: vsheknis@gmail.com.

Телефон для справок: + 7 (925) 463 20 25 (Андрей Павлов)




Версия для печати

21.09.2016 В четверг 22 сентября состоится празднование 25-летия РГГУ!

23.07.2016 Консультации для абитуриентов магистратуры по направлению "Культурология" Консультация по иностранному языку состоится 10.08.2016 в 10.00 (во внутреннем дворике РГГУ), консультация по экзамену "История и теория культуры" (для поступающих в магистратуру по направлению подготовки "Культурология") состоится в 12 часов.

19.07.2016 Преподаватели Высшей школы европейских культур приняли участие в международном воркшопе "Интернет и гражданское общество в России", Рурский университет г. Бохума (Германия), 23-28 июня 2016

Исторические факты
Социальный опрос для студентов