Вступительное испытание по специальности - РГГУ.РУ
Вступительное испытание по специальности

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Порядок проведения испытания:

1. На вступительном экзамене по специальности абитуриент отвечает на два вопроса: первый вопрос по истории русской культуры, второй вопрос по теории культуры.

- Для ответа на первый вопрос по истории русской культуры абитуриент готовит все перечисленные в списке вопросы. На экзамене на вопрос по истории русской культуры абитуриент отвечает в соответствии с вытянутым им билетом.

- Для ответа на второй вопрос по теории культуры абитуриент выбирает из приведенного ниже списка первоисточников всего 5 (пять) позиций. Одной позицией считаются как приведенные под одним номером несколько работ одного автора, так и приведенные под одним номером работы разных авторов.

- Перед началом вступительного экзамена или на консультации абитуриенты сообщают о подготовленных ими первоисточниках представителю приемной комиссии, и при получении билета по истории культуры абитуриенту также сообщают, какой теоретический вопрос ему предстоит отвечать.

- При ответе на "теоретический" вопрос решающее значение имеет непосредственное собственное знакомство абитуриента с первоисточниками, а не знание учебной или справочной литературы.

2. Дополнительно абитуриенту могут быть заданы вопросы, связанные с его профессиональной самоидентификацией, а также с мотивами и стимулами поступления в «Высшую школу европейских культур». Абитуриенту предложат оценить перспективы самостоятельной учебной работы, научной и педагогической деятельности, соответствующей профилю «Высшей школы европейских культур» (направление"Культурология", международные магистерские программы «Русская культура» и "Россия и Европа: взаимодействие в сфере языка и культуры).


1. Вопросы по истории культуры:

  1. Культура России в эпоху петровских реформ.
  2. Культура и быт русского дворянства в XVIII - XIX вв.
  3. Просвещенный абсолютизм. Культура и власть в России второй половины XVIII в.
  4. Классицизм в русской культуре XVIII в. – первой половины XIX вв.
  5. Особенности культуры русского романтизма.
  6. Образование и наука в России XVIII - XIX вв.: основные тенденции и этапы.
  7. Проблема национального своеобразия в русской культуре середины XIX в. – нач. ХХ в.
  8. Реализм в русской культуре второй половины XIX в. Феномен «передвижничества».
  9. Критическая рефлексия в журнальной культуре пореформенной России.
  10. Русский модерн в городской среде.
  11. Декадентство и символизм в русской культуре конца XIX – начала XX в.
  12. Эмиграция как социальный и культурный феномен.
  13. Авангардные тенденции в культуре России первой трети ХХ века.
  14. Соцреалистический канон: формирование и развитие.
  15. Советский тоталитаризм: политические институты и культурные практики.
  16. Великая Отечественная война как образ и как опыт: рецепция в литературе и искусстве.
  17. «Оттепель» как социальный и культурный феномен.
  18. Приватное и публичное в культуре советской повседневности. Антропология «человека советского».
  19. Формирование интеллектуальной оппозиции в советской культуре 1960-х – 1980-х годов.
  20. «Перестройка» как самостоятельное культурное явление и как граница советской и постсоветской культур.
  21. «Национальное» и «имперское» в культурном самосознании на постсоветском пространстве.
  22. Культура России после 1991 года. Вхождение России в мировое культурное пространство, проблема «элитарного» и «массового».

Список основной литературы к вопросам по истории культуры

  • Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1998. http://nehudlit.ru/1/3213/
  • Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М.: Владос, 2002. Ч. 1-2.
  • Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1996.
  • Из истории русской культуры. Том III (XVII - начало XVIII века). Том IV (XVIII - начало XIX века). Том V (XIX век). М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996.
  • Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. М.: Высшая школа, 2005.
  • Культурология. ХХ век. Словарь / гл. ред. сост. и авт. проекта С.Я.Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. – 630 с.
  • Культурология. ХХ век. Энциклопедия: в 2 т. / редкол.: Ж.М.Арутюнова, В.Н.Басилов, И.С.Вдовина и др.; Гл. ред. сост. и авт. проекта С.Я.Левит. — СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998.http://yanko.lib.ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm
  • Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII- начало XIX в. - СПб., 1994.
  • Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. - М., 1993-1995. - Т. 1. 1993, 528 с.; Т. 2. Ч. 1. 1994 - 416 с.; Т. 2. Ч. 2. 1994 - 491 с.; Т. 3. 1995 - 478 с.
  • Наше отечество. Опыт политической истории. Т. 1 – 2. М., 1991.
  • Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб, 2000.
  • Россия. XX век. В 6 кн./ Под общ. ред. Ю.Н.Афанасьева; РГГУ. М.: РГГУ, 1996-1997. Кн. 4. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. М.: РГГУ, 1997.
  • Русская философия: Словарь. – М.: Терра, 1999.
  • Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Трилистник, 2001.
  • Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы. Составитель Ян Левченко. Под руководством И.А.Чернова http://diction.chat.ru/ukazat.html#T
  • Советская власть и медиа: Сб. ст. СПб., 2005.
  • Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002.
  • Соцреалистический канон. СПб., 2000.

Список дополнительной литературы к вопросам по истории культуры

  • Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. - М., 1985-1990.
  • Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984. С. 111-200.
  • Россия-Russia. Cемидесятые как феномен культуры. М., 1998.
  • Шнирельман В.А. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Этнографическое обозрение. № 4, 2003. С. 3 - 14. http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/36534.htm


2. Вопросы по теории культуры (с указанием обязательных к прочтению первоисточников; тексты для подготовки также лежат здесь)

1. Типология русской культуры в работах Ю. Лотмана

Лотман Ю. М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры ХI-ХIX вв. // Лотман Ю.М. Семиосфера. М., 1997. стр. 400 - 416.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm

Лотман Ю. М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. М.: Наука, 1976. стр. 292 - 297.

http://danefae.org/pprs/lichaczov/lotman.htm

Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII вв. // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб, 2002. стр. 233 - 255.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm

2. Понимание соотношения искусства, техники и массовой культуры в работах В.Беньямина

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости М., 1996. стр. 15 - 66.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2808919

Беньямин В. Париж, столица девятнадцатого столетия // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. «Медиум», М. 1996, стр. 141-163

http://dironweb.com/klinamen/dunaev-ben2.html

3. Идеально-типическая методология М. Вебера

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. стр. 345 - 414.

http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html

4. Осознание неокантианцами специфики наук о культуре. Концепция Г. Риккерта

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995. стр. 69 - 103.http://www.philosophy.ru/library/rickert/k_n.html

5. Концепция мифа в работе «Мифологии» Р. Барта

Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. 314 с., стр. 283-287 («Миф сегодня»)

http://rozamira.ws/bibliotheka/66-mythology/136-mythologies,

6. Критика постиндустриального общества в работах Ф. Джеймисона

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. М., 2000. № 4.http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm, 10 стр.

Джеймисон Ф. Политика утопии // Художественный журнал. М., 2012 № 84. С. 1-24.

http://www.permm.ru/menu/xzh/arxiv/84/politika-utopii.html

7. Анализ сказки в работах В. Проппа

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1997. http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/pms-001-.htm

8. Понятие дискурса и представление о взаимосвязи власти и знания в работах М. Фуко

Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. стр. 49 - 96. http://krotov.info/libr_min/21_f/uk/o_43.htm

9. Медиа как механизм «удвоения реальности» (концепция Н. Лумана)

Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005, стр. 7-21, 120-181, http://socioline.ru/book/n-luman-realnost-massmedia

10. Cultural studies как парадигма исследований современной культуры

Куренной В.Исследовательская и политическая программа культурных исследований// Логос 1 (85) 2012, c.14-71,http://www.intelros.ru/pdf/logos/2012_1/2.pdf

11. Концепция некумулятивного развития науки Т. Куна

Кун Т. Дополнение 1969 года // Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977 (или другие издания), стр. 227 - 273.http://philosophy.ru/library/kuhn/01/14.html,

12. Феноменологическая методология в гуманитарном знании

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры (любое издание). СПб., стр. 171 - 203.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/01.php

Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994; стр. 481-496.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/shyuz/

13. Историческая антропология и новая культурная история: подходы к исследованию

Берк П. Историческая антропология и новая культурная история // Новое литературное обозрение. № 75, стр. 64-91http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ne5.html;

Зверева Г.И. Роль познавательных «поворотов» второй половины ХХ века в современных российских исследованиях культуры // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов. М.: РГГУ. 2001. С. 11-20.

Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 25 - 39.

http://krotov.info/libr_min/15_o/di/ssey_1996b.htm#2

14. «Визуальный поворот» в гуманитарном знании. Парадигма исследования визуального в «Camera lucida» Р. Барта

Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. - М.: Издательство «Ad Marginem», 1997. 223 с.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/

15. «Формульные» повествования современной массовой культуры, Дж. Кавелти, Б.Дубин

Кавелти Д. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение, 1996, № 22, 33 – 64.http://culturca.narod.ru/Cavelty1.htm

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение, 1996, № 22. С. 252-274 или // Дубин Б. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001. стр. 218-242.

16. Постсоветские исследования советской культуры

Паперный В. Культура Два, НЛО, М. 1996, разделы: Предисловие. Введение. Глава первая «Растекание – Затвердевание», стр. 11-143,

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php

Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон, СПб. 2000, стр. 743 –784.http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4533

Гройс Б. Борьба против музея, или Демострация искусства в тоталитарном пространстве // Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб. 2002, стр. 37 – 51. http://azbuka.gif.ru/critics/grois-borba-s-muzeyami

17. Пространство и время художественного текста в работах М.М. Бахтина

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975, стр. 234-407. http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html

18. Гендерные исследования и традиция cultural studies в современном гуманитарном знании

Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований//Введение в гендерные исследования. Спб., 2001,Ч.1, стр. 427 - 464.

http://www.pedlib.ru/Books/3/0429/3_0429-1.shtml

19. Философия культуры и морфология городской культуры в работах Г. Зиммеля

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Философия культуры. Т.1. М., 1996. стр. 445 - 474.

http://www.lib.ru/FILOSOF/ZIMMEL/445_74.txt

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3. С.23 - 35. http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf

20. Социологические подходы к изучению культуры

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1 – 2, 5

http://bourdieu.name/content/burde-rynok-simvolicheskoj-produkcii

Дубин Б.В. Другая история: Культура как система воспроизводства // Отечественные записки. 2005. № 4. стр. 25-44.http://www.strana-oz.ru/2005/4/drugaya-istoriya-kultura-kak-sistema-vosproizvodstva

21. Логика историко-культурного мышления в концепции Й. Хейзинги

Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997, стр. 216 - 269,

http://narod.yandex.ru/100.xhtml?anna-ganzha.narod.ru/huizinga_homo_ludens.pdf

22. Медиа в постиндустриальных обществах: институционализация и эволюция (концепции М. Кастельса и М. Маклюэна)

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с., разделы: «Пролог: сеть и Я» и «Информационно-технологическая революция»,

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php

Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с., стр. 9-41, 87-139http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/makl2/

23. Концепции коллективной памяти в современном гуманитарном знании

Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С.11-70.
http://narod.ru/disk/14921961000/kulturnaya.pamyat.rar.html

Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Нора П. и др. Франция-память. М.: Винок, СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 17-50. http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html

24. Переход от структурализма к постструктурализму в гуманитарном знании 1960-70-х гг.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Письмо и различие, Академический проект 2000, стр. 352-368.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/derrpism/10.php

Барт Р. Смерть автора. От произведения к тексту // Барт Р. Избанные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд.гр. «Прогресс», «Универс», 1994. стр. 384-391, 401-412. http://www.philology.ru/literature1/barthes-94e.htm

25. Концепция общества потребления в философии постмодернизма. Ж. Бодрийяр

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Изд-во «Рудомино», 2001, 212 с. Раздел А. Функциональная система или Дискурс объекта. С. 18-79.

http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-le-systeme-des-objets.htm

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М..1994. Разделы: Процессия симулякров. Эффект Бобура. Гипермаркет и гипер товар.http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml


Версия для печати

01.07.2016 Вот так выглядит диплом RUB с отличием (Mustermann - Евгений Козлов). Правда, из-за белого цвета обложку диплома с рифленым логотипом RUB отсканировать совершенно невозможно :)

25.06.2016 Торжественная церемония вручения дипломов выпускникам магистратуры РГГУ состоится 8 июля! А выпускники магистратуры ВШЕК получат по два диплома, РГГУ и RUB :). 6 июля состоится вручение дипломов лучшим выпускникам РГГУ-2016, в т.ч. и Евгению Козлову (ВШЕК).

25.04.2016 Преподаватель МУНЦ "ВШЕК" К.К.Ельцова успешно защитила кандидатскую диссертацию. Тема: "Конструирование элитарности в современных российских новых медиа".

04.04.2016 «Стриптиз нам не нужен, но и чересчур закрываться тоже не следует!»: трансформация института моды сквозь призму советского кинематографа 1950—1960-х гг. В журнале "НЛО" вышла статья доцента ВШЕК Т.Ю. Дашковой.

Исторические факты
Социальный опрос для студентов